СоХабр закрыт.

С 13.05.2019 изменения постов больше не отслеживаются, и новые посты не сохраняются.

| сохранено

H Зачем Путину блокчейн и криптовалюта в черновиках

Сегодня в одном из телеграм-каналов пробежала ссылка на исследование, озаглавленное как «Богчейн». Авторы исследования – некое «Агентство кибербезопасности». Несмотря на мою вовлеченность в IT-индустрию, об этой структуре ничего не слышал, но само исследование мне показалось любопытным, хоть и было ощущение, что оно какое-то однобокое. Как бы там ни было, глядя на устойчивый рост внимания аудитории к блокчейн-технологиям и видя, как государство вдруг начало проявлять интерес к этой тематике, я решил опубликовать этот текст на Geektimes, убрав из него откровенную полититу и прочее, не имеющее отношение к блокчейну. Если кому-то интересно, полностью исследование можно посмотреть по ссылке.

Долгая дорога к койнам


Путин «полностью заболел» цифровой экономикой вовсе не ради абстрактного технологического авторитета страны. Не для имитации контроля над этой новой сферой. И уж конечно не для того, чтобы на полном ходу пытаться запрыгнуть в хайп-трейн.

Еще в октябре 2015 года в руководстве страны поняли, что блокчейн и анонимные транзакции — это едва ли не единственный способ сохранения режима. Наши источники утверждают, что в т.н. Политбюро 2.0, куда входит политическое и военно-промышленное лобби, настроения близки к паническим. Санкции перекрыли и продолжают перекрывать кислород. ОПК теряет контракты. Наметилось технологическое отставание целых секторов промышленности. Слабеющая отрасль экономики неизбежно прервет гражданское молчание, с таким трудом достигнутое центром. ОПК — это минимум 70 моногородов, около 6 млн занятых россиян. 40% экономики Нижегородской области и 55% Мордовии работает на «оборонку». И эти цифры — потенциальная группа и даже катализатор гражданского риска.

Надежды на ослабление санкций рухнули. Надежды на прорыв отношений с Америкой Дональда Трампа рухнули. В руководстве, по словам наших источников, близких к Политбюро 2.0, все чаще царит та «мертвая тишина», которую так не любят сейсмологи. А Кремль с недавних пор именно сейсмологи лучше всего понимают.

«Ситуация осложняется тем, что несколько банков уже отключили от SWIFT и, если это начало иранского сценария для России, это, пожалуй, худший вариант из возможных, — считает глава Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц. — Не смертельный, но загоняющий в угол. А загнанный в угол соперник перестает быть предсказуемым».

С Лифшицем согласен Станислав Белковский, напоминая о крысином эпизоде сборника моноинтервью Путина «Разговор от первого лица». «На него нельзя давить, он человек не гибкий. До сих пор от непредсказуемых движений Путина удерживал «внутренний сопромат», сопротивление путинского материала. Но все знают о такой их характеристике, как усталость. Путинский металл начал уставать. А его продолжают испытывать. В 2000 году Путин образно предупредил: не загоняйте меня в угол. Загнали», — заключает Белковский.

Итак, с одной стороны, скованная и донельзя зарегулированная промышленность. С другой — ОПК, чьи контракты сейчас в подвешенном состоянии. С третьей — несколько санкционных волн против госчиновников, которые физически затрудняют контакты с партнерами. Все это напоминает руку мертвеца, которая сжимается вокруг горла.

И тут Путин на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» произносит фразу, которую многие восприняли как сигнал к легализации криптовалют. «Но в целом, как единица расчета, как они там называются, «коины», ими можно пользоваться. Как какой-то эквивалент в каких-то сегментах расчета, наверное, возможно». Сбивчиво, но уже без каторжан.

Затем Греф в Казани признается, что владеет биткойнами. В октябре 2015 года Путин вызывает его, и в частной беседе Греф, говорят, намекает, что криптовалюты — это не только игры с курсами. Но, в первую очередь, тот инструмент, который судьба сама вкладывает в руки. После этого роли распределены. ЦБ как мантру повторяет одно и то же. «Мы изучаем блокчейн», правительство в лице Шувалова становится добрым, а Минфин злым следователем.

Полгода (с октября 2015 по май 2016 года) в Кремле идёт вялый пинг-понг между пушерами и скептиками идеи скрытого в блокчейне контрудара по санкциям. Идея обретает, наконец, четкие границы после грозного демарша Минфина сажать глав финансовых компаний на 7 лет за производство суррогатных денег.

Март-апрель 2016 года — период утверждения механизма и платформы «крипто ОПК». Было решено изучить возможности создания битрубля на базе блокчейн. Кремль приглядывается к первому (Накамото в тени) гуру криптономики Виталику Бутерину.

15 мая 2016 года Бутерин и его постоянный компаньон Владислав Мартынов пересекают границу России. Никаких прогнозируемых проблем с визами у Виталика не было. Кремль ждет этого субтильного стеснительного юношу, который, «когда открывает рот, стэнфордские профессора экономики открывают блокноты» — чтобы ничего не упустить (Греф).

Перед Бутериным открыты все двери. Он выступает в Сколково, встречается с министрами и высокопоставленными чиновниками. Путин пока остается в тени. Они встретятся лично 2 июня 2017 г. на полях ПМЭФ. Суть их разговора до сих пор не известна, но уже 28 августа создатель эфира снова в России. После Татарстана он едет в Москву и в день его прилета в Минобороны проходит паническая, по словам наших источников, встреча так называемого Политбюро 2.0. Все на нервах. Военная торговля трещит по швам. Ситуация может осложниться, Политбюро 2.0 подгоняет. Нужен надежный канал. Промедление взорвет ситуацию изнутри, а «оборонка» — ключевая в плане гражданской стабильности отрасль.

Проблемы и решения


Энтузиазм Бутерина успокоил Кремль. В ближайшее время можно ожидать создания всей необходимой инфраструктуры для начала обкатки нового финансового инструмента в обход США. Кремль создает не криптовалюту престижа. А криптомеханизмы выживания системы.

В Вашингтоне все эти движения тоже замечают. Ветеран ЦРУ, высокопоставленный сотрудник оперативного аналитического отдела Marc C.Johnson, с которым мы консультировались, называет интерес Кремля к криптовалюте «помешательством». «Парадокс в том, что Москва отвечает нам нашим же оружием, — говорит Marc C.Johnson. — Мы открыли миру технологии блокчейн, теперь наши противники бьют нас внутри блокчейн. И в этом — особая иезуитская красота игры».

Алексей Антонов, пионер блокчейн в России, финансовый и маркетинговый консультант проекта всемирного децентрализованного «туманного» суперкомпьютера SONM, размышляет о том, какая криптовалюта могла бы гипотетически решить поставленные Кремлем задачи. «Сейчас, используя последние достижения в криптографии, можно создать криптовалюты, которые не хранят историю использования, — говорит эксперт. — Так, компания Zcash разработала протокол, с помощью которого можно проводить полностью анонимные транзакции и подтверждать достоверность полностью зашифрованной транзакции, не расшифровывая её. Обновление Metropolis, предстоящее сети Ethereum, позволит внедрить криптографические инструменты zkSNARKs, которые лежат в основе Zcash».

И здесь опять возникает Бутерин. По мнению Marc C.Johnson, Кремль сделал ставку на этого юношу — слишком много нитей приводит к нему. Обновление Metropolis, о котором упомянул Антонов, исправит ошибки кода в смарт-контрактах. Так, платёж не будет приниматься смарт-контрактом, если в его коде будет обнаружена ошибка. Кроме того, эти изменения коснутся природы смарт-контрактов, и обновления смарт-контракта можно будет предварительно сконфигурировать в исходный код.

Обновления эти чрезвычайно важны, поскольку объемы сделок, совершаемых российской оборонной отраслью, огромны. Самые свежие данные ВПК (31 августа 2017 г.) говорят о том, что портфель заказов по поставкам российской техники за рубеж находится на уровне $47-50 млрд (директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев). Вся капитализация bitcoin на 13 сентября 2017 составляет $65,6 млрд, а Ethereum и вовсе $26,2 млрд.

И это выглядит как проблема для суперидеи Кремля. Москве сначала нужно запустить на рынок криптовалюту, на порядок более капитализированную, чем весь крипто market cap, который равен сегодня $137,8 млрд. «Это вселяет оптимизм в Вашингтоне, — продолжает ветеран ЦРУ Mark C.Johnson. — Пока русские запустят (если запустят) столь капитализированный битрубль, чтобы гигантские транзакции не смогли зафиксировать наши системы Reactor от исследовательской компании Chainalysis, мы придумаем, как блокировать подозрительные транзакции. Нас ожидает гонка блокчейн-технологий и не факт, что нувориш в ней окажется сильнее пионера».

Эксперты, однако, уверяют, что Москва идёт на шаг вперед и уже прорабатывает технологии блендирования (т.н. систему misty borders — мглистых границ), благодаря которой транзакции как бы пропускаются через шредер и пеленгация конечного кошелька становится даже в теории маловыполнимой задачей.

Что же касается накачки условного битрубля, решением может стать запуск и легализация криптовалюты не внутри России, а сразу на все страны БРИКС. И то, что ровно эту идею 4 сентября обсуждал с коллегами руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев на встрече в Сямэне, еще раз косвенно подтверждает реальность самой идеи крипторубля в обмен на санкции. Ну, а для массового и быстрого введения битрублей в оборот прорабатываются идеи предложить населению налоговые льготы при обмене рублей на битрубли. Или даже налоговые каникулы. Вариантов масса.

В любом случае, нас ждет колоссальный прорыв технологий. Эта гонка блокчейн технологий не должна подорвать стабильность экономики России. Здесь еще хорошо помнят, как гонка вооружений 80- х годов фатально отразилась на стареющем СССР, и не хотят повторения этого сценария.

Заключение


Эксперты по личной безопасности всегда очень осторожно советуют своим клиентам дополнительное оружие самообороны. Стоит его достать, градус конфликта немедленно растет и нужно обладать серьезной подготовкой, чтобы это же оружие немедленно не было использовано против тебя же самого.

США полагали, что они умеют управлять всеми сферами, в том числе высокооктановыми, такими как блокчейн. Янки не учли, а может, забыли один нюанс. В любой крупной западной IT-компании до тридцати процентов штатных программистов — выходцы из России. Куда не посмотри, везде русские, россияне или выходцы из СССР и России. Наши разработки — повсюду. Наши корни в каждой важной крипторазработке. Поэтому сейчас и произошла невероятно красивая для нас и чудовищно стыдная для США история.

Они нас в дверь — а мы в блокчейн.

Если бы не существовал Бутерин, эфир, все эти системы распределенных данных, то их стоило бы выдумать стране, шею которой все сильнее сдавливает рука мертвеца. Настолько точно совпадают желания с возможностями, что это кажется сном.

Россия, уходящая из-под американских пальцев в блокчейн — это потрясающий сон для Кремля. И самое интересное, сон это, скорее всего, вещий. Если Кремль, правда, делает то, что здесь изложено, если Москва пошла дальше и вскоре нас ожидают глобальные новости, мы выйдем из этой войны санкций безусловными победителями.

комментарии (12)

+1
Deranged ,  
Интересно, что же победит. Желание контроля, или желание выводить бабло за рубеж без палева. Пока вижу полное непонимание того, что одно принципиально противоречит другому.
0
halted ,  
Победит выдача кошельков по паспорту. Интересно, конда корпорации и государства предъявят свои штаты разработчиков валют.
0
azsx ,  
Не понятно только одно. Какой толк 60 моно городам и другим промышленным отраслям от того, что кто-то сможет продавать оружие и нефть за коины?
Почти все в РФ будут жить на пособие в 6 тысяч рублей?
+3
Necrozyablo ,  
Как соотносится «я решил опубликовать этот текст на Geektimes, убрав из него откровенную полититу и прочее» и:
Путин в заголовке.
Тезисы вида «Мы очень скоро пошлем на все четыре буквы и SWIFT, и на три — МВФ с ЦРУ и АНБ.»
«кроется хитроумный план Кремля. „
И т.д. и т.п?
0
acostovich ,  
Удалил.
0
Sdima1357 ,  
Мда, абсолютно аполитичная статья…
Впрочем интересно
+1
x67 ,   * (был изменён)
До сих пор от непредсказуемых движений Путина удерживал «внутренний сопромат», сопротивление путинского материала. Но все знают о такой их характеристике, как усталость. Путинский металл начал уставать.

Никогда не понимал, почему так в политике так любят приводить аналогии из столь далеких от политики сфер знаний.

Ну и как всегда, в такой «аналитике» реальность натягивается на необходимую точку зрения, а не сопоставляются факты.

Также заметил, что хабр и гт уже не могут быть «вне политики». Уж не знаю, политика пришла к нам или наоборот, но пора открывать профильный хаб.
0
Dmitry88 ,  
После первого абзаца закончил читать. Верхушке в целом плевать на Россию, их активы и дети уже на Западе, так что о каких вообще разногласиях может идти речь? Ну падет режим, значит доживут в Баден-Бадене свои последние годы.
+1
warmuza ,  
Почему все молчат о том, что технологии блокчейна и крипты неразрывно связаны и огромными вычислительными мощностями. Нужны процессоры, видеокарты и прочее компьютерное барахлишко. Которое у нас не производится.
Даже то немногое что есть производится на импортном оборудовании, своих степперов мы не делаем уже давно.
Если начнётся эта гонка нам просто не будут продавать электронику и всё. Моментальное поражение.
0
Daemonis ,  
Спасибо, посмеялся.
0
Noa69 ,  
Станислав Белковский

Политбюро 2.0

А где про рептилоидов, жидомасонов и сокральную роль русского народа?
Зачем здесь эти околополитические бредни для любителей теорий заговара?
0
chuprun ,  

Хахаха, такая ирония типа, остроумно.
"я решил опубликовать этот текст на Geektimes, убрав из него откровенную полититу и прочее, не имеющее отношение к блокчейну"